Наши фотоальбомы

SUDAK FOLK FEST 2011

Духовные традиции, обрядность, фольклор: крымские примеры в европейском контексте. Часть 2

Обрядность.

В нашей общине сохранились обряды  связные с рождением и крещением ребенка,сватанием, венчанием и свадьбой, погребением и поминанием, семейные обычаи и обряды, обряды жертвоприношения, обряды связанные с ��риходом весны, обряды с началом великого поста, масленицы и Прощеного воскресения - заговенье на Великий пост и другие обряды.

Обряды, связанные с приходом весны.
Весна, удивительное время года, в природе все меняется: аура, прилет птиц, по-особому светит солнце, а главное все зеленеет. Человек, как часть природы, радуется приходу весны. Забота крестьянина вовремя посеять, посадить, он ждет, когда прогреется земля. Над землей стоит пар, особо плотный близ земли - время сева, посадки пришло.
 Взрослые и дети в ожидании дождя. Первыми начинают дети, они собираются стайками, выбирают одну из девочек, наряжая ее в листья лопуха, самым большим лопухом накрывают голову. «Лопушок» идет впереди, подходят к каждому дому, зовут хозяйку и поют. Она выходит со сладостями и кружкой воды. Дети поют, прося дождя в хороводе:
 
Господи задожди холодной водой,
Чтобы промок лопух,
Дай арыки, арыки воды,
печи, печи хлебов,
станки, станки тканей,
Каждой веточке насекомое,
в каждом колосе зерно.
Господи, дай дождь!
 
По окончанию пения, хозяйка выливает кружку воды на голову «лопуха», одаривает всех детей сладостями и дети весело бегут к следующему дому.
6 мая- праздник св. Великомученика Георгия Победоносца, скорый защитник и помощник в исполнении наших просьб и желаний. Этим праздником начинается православное лето, а заканчивает его, 2 августа, св. Илья Пророк
Май - месяц очищения, всей природы, человек, как часть этой природы, тоже должен очиститься после зимы.
В общине- три майских праздника очищения души и тела: 6 мая, 14 мая и третий четверг мая,  в этом году совпал с Великим праздником Вознесения Господа  и Спасителя нашего Иисуса Христа.
В эти дни мама просыпается рано,  зажигает лампаду, молиться, и следить за появление росы. Затем будит своих детей, и они все босыми ногами стают на мокрую от росы траву, собирают росу руками, умываются, омывают руки и тело, чтобы ничего не болело. После этого заходят в дом, и мама с детьми поют песню:
 
Нел тора но ма
Тора но мас те и
аникси ,тора, тора то
калотери, не ла, на ла
мори микриму…
приходит май, приходит лето…
 
Считалось, что это обряд, духовного и телесного очищения человека. В этой песне поется о весне, которая приносит нам лето, буйство зелени, цветов, природа благоухает, св. Константин готовится в поход, оставляя мать и семью. В песне поется о женщине, которая прощаясь, думает о молитве, Спасителе; поется: «…закрой окна и молись о семье, муже, чтобы вернулся и жил долго…». В этой песне св. Константин Великий олицетворение мужчины-воина, защитника, отца, сына, мужа.
В один из этих трех дней, проводили крестный ход вокруг села, в этом году он проходил 24 мая на Вознесение Господне, молились, прося здоровья, мира, благополучия в каждой семье, богатого урожая. 
7 июля - Рождество Честного Славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
 Так в общине проходит этот праздник. Накануне праздника, девушки идут в поле собирают полевые цветы и срывают три крупных пшеничных колоска- всё это приносят в дом, где, завтра, будет проходить праздник.
Хозяйка, вначале, делает букетик Св. Иоанну Крестителю - Ай Янису. Букетик состоит из 3-х пшеничных  колосков, серебряного обручального кольца, связанных красной ленточкой, плетет веночек и делает букетики для себя, мужа.
Девушки делают букетики для себя и своим суженым, помечают букетики ленточкой, бусинкой, пуговкой, чтобы узнать их на следующий день.
На закате солнца, букет��ки складывают в ёмкость, сверху на них кладут веночек для девочки и букетик Ай Яниса. Две девушки молча идут на криницу, приносят немую воду и заливают букетики. Хозяйка закрывает емкость крышкой, на цепь с замком, а ключ кладут на божничку. Девушки выносят емкость в палисадник, чтобы на неё падал лунный свет.
Утром, со звоном колоколов, начинается богослужение в церкви. После 12:00, женщины, девушки, девочки собираются в доме, где будет праздник.
Особенностью этого обряда есть то, что участие в нем принимает, только женская половина общины.
Женщины рассаживаются, в центре садится, девочка и женщина. Девочка, должна иметь мать и отца, которые живут в законом браке, и быть первым ребенком в семье. Одета она в светлое платьице и на голове у неё - фата.  
Женщина должна жить в браке с первым мужем. Голова у нее должна быть повязана платком, а платье или кофта с рукавом.
Девушки приносят емкость из палисадника, ставят перед ними, тоже садятся.
Начинается обряд праздника исполнением четверостишия (МАНЕ), первое манне- обращение к Богородице, трижды перекрестившись поют:
 
Паракало ди Панея,
Те простино ди поли,
На ме хариси та клидья,
На никсо переволи
 
Манне спето, хозяйка берет с божнички ключ, приносит его женщине-исполнительнице, которая открывает замок, снимает цепь, но крышку не снимает.
Поют 2-е мане:
Манем те дин кардуламу
Те пьес на менди яни
нафта  и кондо хамадипукате с дон ай Яни.
 
После исполнения мане, женщина-исполнительница снимает крышку с сосуда, достает веночек, девочку покрывают легкой накидкой, надевают веночек и к нему крепят букетик (ТИТКА) Ай Яниса булавочкой.
После этого начинают петь рядовые мане, после того, как мане спето, девочка достает букетик, передает женщине, а  владелица букетика встает, подходит, женщина её трижды крестит, брызгая свяченой водой,  и отдает ей букетик.

1.Оилес не Василепсе

пе писте типарисья
те во сене се дьялекса
пе месса ста корицья
 
2. Оилес не  Василепсе
Пе пис те портокалья
Те во сена се дьялексе
Пе меса ста паликарья
 
3. Маламатенёс о ставрос
Кремета сдо лемосу
Вули филуне до ставрос
Те во то магулосу.
 
4. Василико нефитепса
На стронис, на тимосу
на се хтипа и мирудья
те мена на фимасе.
 
Спеты мане, извлечена последняя титка (букетик),женщина- исполнительница встает, снимает с девочки букетик, веночек, покрывало, все пьют пахучую святую воду, брызгаются ею, забирают домой свяченую воду и свои букетики, хранят их, а в чистый четверг ,ополаскивают голову водой, в которой лежал букетик.
 Праздник заканчивается трапезой: фазалада, свежие овощи, домашний хлеб и красное вино.
Этот праздник- Рождество Честного Славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (Благодать Божия) вселяет ВЕРУ в добро, ЛЮБОВЬ к ближнему и НАДЕЖУ на благополучие, исполнение желаний и светлое завтра.
В нашей общине бытует мнение, что Ай Янис помогает людям открывать душу, чтобы они смогли обрести: ВЕРУ, НАДЕЖДУ и ЛЮБОВЬ, без которых человеческая жизнь невозможна. 
 
Фольклор
 Фракийские греческие песни делятся на: праздничные, обрядовые, поминальные, шуточные.
 Моя мама говорила: «Я, очень счастлива, что родилась гречанкой, так как у нас песни и на радость, и на горе». Все песни, которые мы поём, приплыли в Крым вместе с этой небольшой греческой общиной. За 182 года родилось всего две песни, одна - ночью, в голове моей матери, Кауновой ( Биджаковой) Анны Ивановны- и слова, и музыка. Песня называется « МЕЖА» утром встала, пропела, я записала и поёт вся община. Начинается песня со слов « То травуд пу травузо, эн та айфендим Костандин…», « Песня, которую поют, о святом царе Константине…»
Вторая песня, родилась в голове Дымченко( Касеевой) Клавдии Константиновны, также ночью. Песня называется «1944 год…». В этой песне поется  о депортации, община не могла понять, за что они были сосланы на Урал 27 июня 1944 года. Песня начинается, с даты депортации и заканчивается, с Божьего Благословения, такими словами- кто думал в  день депортации, что община выживет и возвратится в свое родное село. Эта песня веры и надежды, что Господь даст силы, здоровья на возвращение. 1968 год, стал годом возвращения общины в родное село Карачоль.
Греки свободолюбивый народ. СВОБОДУ, в своих песнях, греки сравнивают с ПТИЦЕЙ. Как птица не может жить в клетке, так и человек  не может жить не свободным, об этом поется в стариной фракийской песне « Лесу не козмос, лесу не…», « Говорят люди, говорят…». В этой песне поется, что Богородица отрезала путы и выпустила ПТИЦУ на волю.
   Греки пережили период янычарства, когда забирали у матерей сыновей, воспитывая из них янычар, которые, затем приходили в свои сёла и убивали своих же  братьев и сестер, песня-дума, сохранилась до наших дней «Катус то яло…», « Сижу на берегу…»
  Во время войны- много солдат, попадает в плен, об этом поётся в песне « Мавраму хилидоня, ол  аспраму пуля…» и много остается погибших на поле битвы, об этом поется в песне « Эсис перифана пулатя, пу петатэ апсила…» , « Вы первые ласточки, что летите высоко…».
Тяжело получать трагические известия с войны, еще тяжелее провожать на войну. В общине сохранилась песня, когда первый день после свадьбы жених прощался с невестой, он проснулся рано, боясь разбудить ее, любуясь ее красотой: волосы, шея, ее грудь не отпускали его, но долг выше. Эта песня « Тора та пуля, тора та хилидоня…», « Сейчас птенцы, сейчас ласточки…». Вторую половину песни поёт молодая жена, когда проснулась и увидела, что он ушел в поход. В песне она молится и просит Богородицу, если и суждено кому-то вернутся, пусть это будет он, так и случилось. 
 
Зекова И.К. 

 

 

Статистика, каталоги

Rambler's Top100 Размещено на Start.Crimea.UA

 

Войти

Наши контакты

Зекова Ирина Константиновна
(978)833-14-49
Председатель греческого общества с.Чернополье
Зекова Ирина Константиновна

Кучугурная Елена Николаевна
(978)863-68-60
Заместитель председателя
Кучугурная Елена Николаевна

Биджакова Валентина
Секретарь
Биджакова Валентина Владимировна

Яндекс.Метрика