Наши фотоальбомы

Асамбль

В гостях у фракийских греков

Белые скальные обрывы горы Ак-Кая, возвышающиеся над Белогорском, дали имя городу.

А первое от Белогорска по Феодосийской трассе село Чернополье обязано своим названием черноземам, которые встречаются здесь среди привычных для Крыма рыжих и сероватых почв.

Это имя село получило в 1948 году вместо прежнего, греческого — Карачоль.

История его уходит корнями в первую половину ХIХ в. Во время очередной русско-турецкой войны (1828—1829 гг.) русские войска под командованием графа Ивана Ивановича Дибича-Забалканского зимовали в северо-восточной Фракии (область на востоке Балканского полуострова). Жители греческой деревни Корфокалимба, приютившие солдат, побоялись оставаться здесь после их ухода.

По ходатайству И. Дибича-Забалканского император Николай I разрешил фракийским грекам поселиться в Таврической губернии. Проплавав два месяца по Черному морю, в апреле 1830 г. переселенцы обосновались в пустующих татарских селах Феодосийского уезда (ныне территория Кировского района). Потянулись десятки лет безрадостной жизни на чужбине. Тоска по оставленной родине вынудила принять трудное решение о возвращении, и двадцать две семьи из сорока двинулись в обратную дорогу. Возвращались греки со святыми иконами, вывезенными ими из Фракии. По дороге решили устроить привал у придорожного источника. Эта остановка стала судьбоносной. Согласно преданию, посветлели лики на святых иконах, и поняли люди, что это особый знак. В то время здесь располагалось сельцо Карачоль (сельцом назывались небольшие владель��еские поселения великороссиян с помещичьей усадьбой).

Владелец этих земель майор Греков жил неподалеку в селе Ишунь (ныне Дозорное). В Карачоле были его кошары. Фракийские греки отдали за понравившиеся им земли шапку золота и получили 1200 десятин пашни и неудобий. В 1871 г. оформили куплю-продажу, и бывшие турецкоподданные (Фракия входила в турецкую Румелию) поклялись в верности российскому императору Александру II. Придорожный источник стал почитаться как священный («айазма»). А так как покровителем фракийских греков был сам святой Константин, то источник стали называть его именем.

Жители нового села занимались земледелием и животноводством. Женщины вели домашнее хозяйство, пряли шерсть, ткали ковры. Сыновья, женившись, не уходили из отцовского дома, а достраивали его.

Поэтому дома у греков были длинные. В 1913 г. была возведена большая каменная церковь, которую освятили в День святых равноапостольных царя Константина и его матери Елены.

После установления Советской власти жизнь греческого села изменилась: вначале здесь было образовано сельскохозяйственное товарищество, а затем — колхоз имени В. Чапаева, бюст которого сохранился до сих пор.

Со временем воинствующие атеисты разграбили церковь, сняв серебряные оклады (якобы для покупки сеялки и трактора), а потом и вовсе закрыли. Из икон чудом сохранились лишь три.

Разрушений фашистскими оккупантами селу удалось избежать. По счастливой случайности ни одна бомба не упала на него, ни один человек не был убит. Но 27 июля 1944 г. начался печальный период в жизни фракийских греков: депортация на Урал в Пермскую область, работа на лесозаготовках и в шахтах. После официальной реабилитации им все равно не разрешали возвращаться в Крым. И когда в 1968 г.

прошел слух о негласном разрешении, греки из бывшего села Карачоль постарались вернуться на те земли, которые «были выбраны» святыми иконами, вывезенными их прародителя ми из далекой Фракии.

За это время их дома заняли переселенцы. Заилились святые криницы с источником святого Константина. Церковь переоборудовали под клуб. Но все это было не так уж и страшно. Главное, что люди и их иконы вернулись домой. Были расчищены святой источник и святые криницы.

В 1992 г. греческой общине передали полуразрушенное к тому времени здание церкви, которое восстановили, благодаря финансовой помощи Национального банка Греции в 1999 г. Ее купола далеко видны с Феодосийской трассы, светлое легкое здание гармонично вписалось в сельский пейзаж. Внутри церкви — небесно-голубой потолок, расписанный золотыми звездами. Здесь ощущаются спокойствие и умиротворение.

Несправедливое выселение не озлобило жителей бывшего Карачоля. Они не только не «растворились» в советской истории, но сумели сохранить народные традиции и обычаи. Уклад жизни остался таким, каким был у предков, прибывших сюда полтора века назад. Усилиями греков в селе создан культурно-этнографический центр «Карачоль». Фольклорный ансамбль успешно участвует в народных фестивалях в Греции. Все большее количество гостей привлекает открытый этнографический дом-музей, в котором можно узнать об истории края, обычаях и традициях , обрядах и песнях фракийских греков.

В доме-музее воссоздана обстановка усадьбы с соответствующей меблировкой комнат, старинными предметами быта. Здесь можно познакомиться с жизнью греческой семьи и самому окунуться в эту жизнь: примерить национальные костюмы, поучаствовать в праздниках.

Особо отмечается престольный праздник Панаир (3—4 июня), посвященный святым равноапостольным царю Константину и его матери Елене. На него собираются почти все жители села. К слову, ныне здесь живут люди семнадцати национальностей.

Душа культурно-этнографического центра «Карачоль» — Ирина Константиновна Зекова. Благодаря ей в Чернополье создано то, что стало смыслом ее жизни. Рассказы о судьбе фракийских греков заставляют слушающих задуматься о своих этнических корнях. Без призывов и высоких слов о патриотизме рождается это чувство после посещения села Чернополье — бывшего Карачоль.

 

Статистика, каталоги

Rambler's Top100 Размещено на Start.Crimea.UA